
Марина Эльяшевич – уникальное явление в белорусском художественном пространстве. Обратившись к творчеству уже в зрелом возрасте, не имея за спиной ни начального, ни среднего специального художественного образования, специализируясь в экономико-юридической деятельности и ведя достаточно успешный частный бизнес, она за неполных два года совершила практически невозможное – с нуля, с первого робкого и неумелого карандашного наброска пришла к всеобщему признанию как Мастера Восточной живописи, художницы, объединившей традиционные, насчитывающие тысячелетия техники живописи гохуа, суйбоку , гунби и сеи и европейские рационализаторские качества живописи, учителя и наставника для многих, проявивших горячий интерес к пониманию и освоению законов Восточной живописи, одной из лучших выпускниц факультета последипломного образования Художественной Академии. Неординарная, творческая, романтичная и увлечённая, невероятно трудоспособная, Марина Эльяшевич начинала свой путь в искусстве, как и многие талантливые художники 20 века, вопреки всеобщему мнению окружающих: зачем успешной, замужней женщине, матери двоих детей – 15 и 2-летних сыновей, идти в искусство, не имея элементарных художественных знаний и навыков? Но, благодаря своему рвению и умению подчинить всю себя для достижения цели ( качество, присущее скорее суровым мужчинам, а не очаровательной и чувственной женщине), Марина за небольшой отрывок времени (что значит 2 года по сравнению с десятилетиями профессионального творческого пути сверстников?) совершила невозможное – достигла высочайшего уровня исполнения техник восточной живописи, преодолела путь от ученика до учителя, открыла порядка 10 персональных выставок, благо, что восточная культура, при всей своей иерархичности, предлагает широкое поле деятельности. У живописи Востока есть свои отличительные черты, придающие ей самобытность, отличающую от всех мировых художественных стилей. Духовная зрелость, поэтичность и символичность, знание секретов и абсолютное владение кистью является обязательным для создания шедевров. Важным условием является использование аутентичного материала - кисти, бумаги и туши. Уже здесь кроются многочисленные преграды – попробуйте написать живописную, яркую и образную картину, пользуясь только одним черным цветом и всевозможными оттенками серого на бумаге, не терпящей исправлений. Каждый мазок кистью – единственный, и если вы допустили ошибку – вся работа испорчена! Рисовая бумага капризна, по-своему впитывает тушь и акварель, различные эффекты требуют отточенных, многократно отработанных движений. Невероятное количество этюдов, эскизов и упражнений, отправленных в корзину – дань мастерству. Мягкие, расплывчатые пятна, сухие, резкие линии, просветы на бумаге – не дело случая, а следствие виртуозного исполнения, требующего постоянной тренировки руки. Особое отношение к природе, как священному объекту, постоянное общение с ней, наблюдения, осознание ее закономерностей является для востока одной из самых важных форм познания. Это определило также жанровые и стилевые особенности живописи: композиционное построение, внимание к фрагментам, воспевание отдельных явлений – от благородных до весьма обыденных (горы, водопады…ветка сливы, цветок орхидеи…кабачок, таракан или мышь). Однако простая, на первый взгляд, композиция, несет сложнейшую символическую нагрузку: тигр не только могучий зверь, но и смелый и твердый человек, орхидея не только прекрасный цветок, но и символ чистоты и открытости помыслов. Наблюдения за природой, ёе составляющими становятся неким способом познания духовного пути, духовного роста и достижения мудрости. Жанры «цветы и птицы», «мех и перья», пейзаж и портрет также стали излюбленными темами Марины. А тезис, что изображения могут служить заменой действительности, позволяя зрителям ощутить реальное присутствие в нарисованном месте и тем самым пройти тот же путь совершенства и самопознания, придаёт живописи исключительные философские и мировоззренческие качества. Выставка «Прикосновение» посвящена излюбленной теме Марины флоры и фауны. Любимой тем, что безгранична в сюжетах и предметах, вдохновляющих на творчество, созерцание и осмысление. Под кистью художника весь мир - и тот, что рядом, близкий и понятный, и другой, далёкий и экзотичный, воспринимаемый сквозь призму символизма. Остановиться, заметить и оценить является не менее трудной задачей, чем понять и передать всё то совершенство скупыми средствами сложной монохромной живописи. Прикоснуться к совершенству…
Наталья Павленкоискусствовед